/ Новости сайта / Наука и Технологии / В кишечнике южноамериканских индейцев обнаружены древние бактерии
26.03.2015

В кишечнике южноамериканских индейцев обнаружены древние бактерии

Всем известно, что разные группы людей говорят на разных языках и могут отличаться по цвету кожи или строению тела. Но некоторые невидимые со стороны отличия в прямом смысле спрятаны глубоко внутри… в кишечнике.

Учёные из Университета Оклахомы (University of Oklahoma) и Национального института здравоохранения Перу (INS) отправились в дебри перуанского бассейна Амазонки, чтобы встретиться с индейцами матсес (Matsés). Представители этого народа являются одними из последних охотников-собирателей на планете. В их рацион входят найденные в лесу клубни и бананы, а источником белка служит рыба и дикие звери, в том числе ленивцы, обезьяны и аллигаторы.

Исследователи решили проверить, как специфическая диета отражается на видовом составе микроорганизмов, располагающихся в кишечнике этих людей. Для этого учёные взяли образцы кала у 25 индейцев матсес, а также у 31 представителя другого южно-американского народа тунапуко (Tunapuco). Эти фермеры выращивают картофель в Андах, а также употребляют в пищу свинину, баранину и мясо морских свинок.

Для участия в исследовании также пригласили два десятка учёных из города Норман, которые, как и большинство городских жителей, едят различные мясные и молочные продукты, полуфабрикаты и обработанные овощи.

Стоит отметить, что получить согласие матсес на сбор продуктов их жизнедеятельности было не так просто. Для этого учёным пришлось прочитать членам племени ускоренный курс бактериальной биологии и показать микроорганизмы под микроскопом.

Когда все образцы были собраны, Сесил Льюис (Cecil Lewis) и его коллеги с помощью технологии секвенирования геномов смогли идентифицировать видовой состав кишечной микрофлоры каждой изучаемой группы.

Оказалось, что у охотников-собирателей и фермеров население кишечника было гораздо более разнообразным, чем у городских жителей. В пробах коренных народов были обнаружены несколько новых видов микроорганизмов, а также особые штаммы бактерий рода Treponema. Некоторые представители этого рода связаны с возбуждением опасных заболеваний, например, сифилиса, но штаммы, найденные у коренных народов Перу, близки с непатогенными формами, участвующими в пищеварении у различных млекопитающих. Похожие бактерии были найдены у охотников-собирателей хадза в Танзании и у высших приматов. При этом они полностью отсутствуют у людей из развитых западных стран.

При более внимательном изучении оказалось, что трепонемы выполняют в кишечнике матсес ту же функцию, что и у свиней — расщепляют углеводы и сахара.

Теперь учёные хотят выяснить, почему с индустриальным развитием люди лишились столь важного союзника в борьбе с многими кишечными расстройствами, включая болезнь Крона и колиты.

Скорее всего, после того как традиционные народы при контактах с современным обществом начинают употреблять в пищу привычные для нас продукты, многие виды пищеварительных бактерий исчезают из их ЖКТ. Это может быть редким примером того, как на физиологическом уровне обрывается связь людей с древними предками.

Отметим, что новая работа, опубликованная в издании Nature Communications, наносит серьёзный удар по репутации диетологов, пропагандирующих так называемую палеодиету. В её основе убеждение, что человек должен питаться как древние охотники-собиратели: ягодами, плодами, кореньями, цельными злаками и диетическим мясом. Результаты исследования показывают, что микрофлора кишечника обычного городского жителя просто не готова вернуться к истокам. Палеодиета, скорее всего, приведёт к расстройству работы пищеварительной системы, а значит, серьёзно подорвёт здоровье человека.