/ Новости сайта / Наука и Технологии / Крокодилы обладают уникальной иммунной системой
04.03.2015

Крокодилы обладают уникальной иммунной системой

Крокодилы знамениты своей толстой шкурой и острыми зубами, которые позволяют им защищаться от потенциальных внешних угроз. Теперь же стало известно, что крупные рептилии также обладают уникальной иммунной системой, которая защищает их невидимых невооружённым глазом захватчиков — микробов.

По словам авторов нового исследования, в ходе которого были обнаружены антимикробные молекулы в крови миссисипских аллигаторов, данное открытие может привести к созданию нового поколения антибиотиков.

Крокодилы существуют на Земле вот уже 37 миллионов лет. В ходе эволюции эти рептилии выработали очень мощную иммунную систему, защищающую их от потенциально опасных вирусов и бактерий.

"Во время драк крокодилы частенько наносят друг другу ранения, от которых восстанавливаются в течение относительно короткого срока и без осложнений. И всё это при условии того, что условия проживания крокодилов, как правило, далеки от стерильных", — рассказывает соавтор нового исследования Барни Байшоп (Barney Bishop) из университета Джорджа Мейсона.

Так же как и все позвоночные Земли, аллигаторы обладают иммунной системой, противодействующей микробам. Однако исследование, проведённое химиками из Луизианы в 2008 году показало, что сыворотка крови рептилий способна уничтожать 23 штамма бактерий и даже бороться с ВИЧ. Тогда учёные поняли, что противомикробными молекулами в крови аллигаторов, скорее всего, являются ферменты, расщепляющие особый тип липидов.

Теперь же группа Байшопа провела повторный эксперимент и пришла к новым выводам. Команда исследователей обнаружила, что противомикробными молекулами в сыворотке крови аллигаторов являются пептиды, известные как CAMP или катионные антимикробные пептиды. О результатах своего исследования учёные рассказывают в статье, опубликованной в журнале PLoS ONE.

Биохимики также определили, что эти молекулы являются положительно заряженными. Это свойство позволило учёным легко извлекать их из сложного «коктейля» белков в плазме крови аллигаторов при помощи статического электричества.

В общей сложности исследователям удалось извлечь из плазмы крови рептилий 45 пептидов, а затем ещё восемь учёные синтезировали в лаборатории. Пять из них уничтожили кишечную палочку, а три других также продемонстрировали противомикробную активность против синегнойной палочки, которая может вызвать воспаление и сепсис, а также золотистого стафилококка.

Данное исследование имеет большое значение для медицины, поскольку устойчивость к антибиотикам растёт с каждым днём, а уникальная природа крокодилов может подсказать новый метод борьбы с этой проблемой. В дальнейшем Байшоп и его коллеги планируют провести эксперимент не только с миссисипскими аллигаторами, но и с сиамскими крокодилами и гангскими гавиалами.