/ Новости сайта / Наука и Технологии / Термитники предотвращают распространение пустынь
08.02.2015

Термитники предотвращают распространение пустынь

Большинство людей считает термитов назойливыми и бесполезными вредителями, однако ученые доказали, что эти насекомые являются активными борцами с последствиями изменения климата. К тому же, как показывает новое исследование, они предотвращают распространение пустынь.

Термитники часто являются единственными оазисами растительной жизни в засушливых и пустынных регионах, отмечают авторы научной работы, результаты которой были опубликованы в последнем номере журнала Science. По сути, насекомые играют решающую роль в экосистемах подобных регионов, помогая поддерживать жизнь больших и малых диких животных.

Предметом исследования, ведущим автором которого стал Хуан Боначела, были термиты рода Odontotermes. Однако ученые утверждают, что выводы справедливы для всех типов термитов, которые увеличивают доступность ресурсов внутри или вокруг своих гнезд.

Ученые применили ряд математических моделей для учета влияния термитников на примере пустынь и полузасушливых районов Африки, Южной Америки и Азии. Хуан Боначела и его коллеги выяснили, что термитники удерживают питательные вещества и влагу, а благодаря внутренним туннелям в термитниках вода лучше проникает в почву, а не испаряется в мгновение ока.

В результате, на самих термитниках и в непосредственной близости от них процветает растительность даже в тех экосистемах, которые без них были бы подвержены опустыниванию. Это в свою очередь привело бы к полному уничтожению растительного мира в пустыне. Более того, как отмечают ученые, в самых суровых условиях, когда из-за отсутствия достаточного количества влаги растительность на какое-то время исчезает, ее восстановление происходит быстрее и эффективнее в том месте, где существуют термитники.

Один из авторов данного исследования Роберт Прингл, доцент кафедры экологии и эволюционной биологии Принстонского университета, называет термитов столпами экосистемы. Он подчеркивает, что, помимо увеличения производительности экосистемы, термиты также делают ее более стабильной, более устойчивой. Подтверждение слов исследователей можно легко увидеть воочию в пустынных районах. Нередко там можно встретить термитники, увенчанные пышной зеленью, в то время как вокруг этого оазиса земля остается сухой и безжизненной.